Расизм чернее черного

Волна американского обострения по борьбе с призраком белого расизма докатилась и до берегов Намибии. Хорошо, что в отличии от США, черные намибийцы более цивилизованны и методы их, соответственно, тоже. 

Черная община прибрежного города Хентис-Бей создала петицию о демонтаже местной достопримечательности – виселицы, установленной на главной городской улице в 1978 году. По мнению петиционеров, объект представляет собой темную эпоху в истории Намибии. 

Традиционно виселицы использовались для публичного повешения и линчевания чернокожих людей по всему миру. Памятник, названный «самым фотографируемым объектом в городе», по мнению активистов, является издевательством над черной болью и должен быть убран ещё 30 лет назад, когда Намибия получила независимость. Чернокожий правозащитник Леббеус Хашикутува обратился к соплеменникам с призывом подписать петицию. 

– Муниципалитет Хентис-Бея должен убрать виселицу или мы сами сделаем это. Неприемлемо, что в нашем общественном пространстве до сих пор представлен предмет, символизирующий белый империализм, колониализм, линчевание и рабство, – гневно изобличает Хашикутува.

Белые жители в шоке, на фейсбуке – раздражение и возмущение. Виселица не имеет к черному населению никакого отношения – это некий африканерский юмор, обращенный членами бурской общины самим к себе.

Однако чего не сделаешь ради пиара и общественно-политической карьеры. Вот уже, переворачивая исторические реалии с ног на голову, Леббеус аргументирует: «Мы ничего не хотим знать о том, что виселица поставлена, чтобы пляж содержался в чистоте. Мы хотим рассматривать ее как предупреждение для черных людей держаться подальше от пляжа. Поэтому мы требуем, чтобы виселицу убрали и поместили в музей!» 

Понятно, да? Хашикутува раскручивает «черные обиды». Даже если обиды не было, лидер черного расизма готов их придумывать, о чем не стесняется объявлять откровенно. Кто-то идет дальше. Активист из Свакопмунда Лайдлоу Перинганда утверждает, что все памятники Намибии, установленные до обретения независимости, должны быть снесены, потому что они пропагандируют белое превосходство: «Правительство должно было убрать все эти памятники, статуи, колониальные названия улиц сразу после 21 марта 1990 года. Большинство чернокожих унаследовали трансгенерационную травму, объекты старой эпохи вызывают у людей плохие воспоминания.»

Муниципалитет Хентис-Бея застыл в противоречивом молчании. С одной стороны, есть петиция.  С другой стороны, Хентис-Бей — белый город, и буры, естественно, не допустят сноса своей реликвии, которая на самом деле не слишком велика, не слишком исторически значима, но теперь уже принципиально важна. К тому же, официальная позиция национального правительства Намибии – не допустить повторения ситуации как в Зимбабве и ЮАР. «У нас нет полномочий» – единственный ответ, который пока что дает чернокожий мэр города.