Matjiesfontein – мир без времени

Matjiesfontein – один из немногих оставшихся в Южной Африке форпостов Британской Империи. Каждое здание маленькой деревни – страница в истории британского колониального владычества. Первое, что видит путешественник, свернувший с шоссе №1 – гордо реющий Юнион Джек. Одиноко стоящий флагшток – будто подсказка путешественникам о том, что предстанет их взору чуть дальше…

Деревня состоит из одной главной улицы. Побеленные дома викторианской эпохи, настоящий колониальный отель, маленькая винтажная розовая церковь, старинный банк выстроились вдоль улицы параллельно железнодорожной линии. Этот город служил чем-то вроде оазиса еще в 1880-х годах, когда Джеймс Дуглас Логан построил санаторий для богатых именитых сограждан.

Центральное здание деревни, формирующее архитектурный облик и характер всей округи, – Отель Lord Milner. Не самая старая постройка, но, несомненно, самая главная. Здесь интересно остановиться хотя бы на одну ночь. Интерьеры позапрошлого века порадуют любого путешественника. К тому же ходят слухи, что в здании водятся привидения.

Причудливая миниатюрная часовня расположилась на берегу реки и дарит путникам тишину и спокойствие. У входа тихо журчит фонтан, а по ступенькам, ведущим от часовни вниз, можно спуститься до садов Раймонда Кроули, фруктового сада и кладбища.

В историческом здании почты сейчас работает сувенирная лавка. Это почтовое отделение повидало много важных персон. Во время англо-бурской войны отсюда уходили срочные депеши и донесения.

Порой получалось так, что Матьесфонтейн первым в Южной Африке узнавал некоторые грандиозные мировые новости. Говорят, например, что телеграмма о смерти королевы Виктории в первую очередь поступила именно в это маленькое почтовое отделение.

На окраине деревни находится Музей транспорта. Там собрана замечательная коллекция старинных автомобилей эпохи 1930-1960-х годов, среди которых Chevys, Dodges и Jaguar MK8. Коллекция включает в себя два королевских Даймлера из тура короля Георга VI по Южной Африке 1947 года, который он совершил в сопровождении принцесс Елизаветы (ныне королева Елизавета II) и Маргариты. Кроме того, экспонируются антикварные велосипеды всех стилей, а также паровоз и вагоны. Посетители имеют возможность осмотреть экспонаты изнутри.

Напротив исторических зданий находится железнодорожная станция. Сейчас она является крупнейшим частным музеем в Южной Африке, предоставляющим образ жизни и культуру Капской колонии конца XIX века. Для осмотра всей экспозиции Музея Мари Родон одного визита недостаточно – викторианская коллекция слишком обширна. Выставки включают в себя множество реликвий от старинного военного снаряжения до предметов быта и личных вещей, в том числе несколько платьев, которые принадлежали самой Эмме Логан (жене основателя деревни) и королевские памятные вещи. Прогулка по залам музея – настоящее приключение. Здесь имеется старинное стоматологическое и хирургическое оборудование, личные письма, портреты, детские игрушки; есть даже сцена из жизни парикмахерской и полностью укомплектованная аптека XIX века с полками, заставленными стеклянными банками с эликсирами и зельями.

На дороге между отелем и станцией припаркован старый двухэтажный ярко-красный лондонский автобус. В 1960-е годы такие автобусы украшали улицы Кейптауна. Более сотни красных автобусов было привезено из Англии в 60-е годы на замену троллейбусам («безрельсовым трамваям», как их тогда называли). Один из тех автобусов отреставрирован специально для Матьесфонтейна. Осенью 2019 года автобус обновил свою яркую ливрею, сейчас он выглядит особенно нарядно и зрелищно. Гости могут совершить на нем небольшую экскурсию по деревне. Это будет, вероятно, самый короткий автобусный тур, он длится всего 10 минут. Однако это потрясающе интересная и забавная поездка. О начале экскурсии возвестит труба.

Прокатиться на красном автобусе, пройтись по музеям, погулять в окрестностях фермы, зайти в аутентичный паб – отличный способ почувствовать себя в окружении прошлого и ощутить наваждение ушедшей эпохи… Просто праздник для воображения!

Мистический Матьесфонтейн – несомненно, необходимая остановка в путешествии по Южной Африке.

Люди-легенды

Своим возникновением и существованием Matjiesfontein обязан всего одному человеку, у которого был великий талант создавать что-то из ничего. Джеймс Дуглас Логан – основатель поселения – позже стал известен как «Лорд Matjiesfontein». В 1857 году 20-летнего Логана занесло в Южную Африку. Так уж вышло, что корабль, на котором он плыл из Шотландии, потерпел крушение у Саймонс-Бей (ныне Саймонстаун).

Парню ничего не оставалось делать, как пытаться выжить в новой незнакомой стране. Он устроился носильщиком на железнодорожном вокзале Нью-Кейптауна и через какое-то время усердной службы дорос до должности окружного инспектора Touws River – одного из участков железной дороги, соединяющей Кейптаун и Кимберли. Так Логан впервые познакомился с Большим Кару – огромной суровой равниной. Там ое женился и вскоре после женитьбы купил ферму, которую назвал Твидсайд.

Логан посадил тысячи фруктовых деревьев (вишни и груши) вопреки предупреждениям жителей региона о безнадежности подобных затей в жестком климате Кару. Фермерам не удавалось ничего выращивать на этих скудных землях. Местная зелень годилась только для выпаса скота.

Но шотландские упрямство Логана сослужило добрую службу. Многочисленные попытки бурить воду привели к успеху. Удача любит смелых и упорных, сама природа откликнулась Логану: в окрестностях деревни обнаружились обильные подземные водоносные слои.

Воды оказалось так много, что хватало не только на значительно разросшиеся ферму и деревню, но и для продажи проезжающим поездам. Локомотивам того времени требовалась вода для работы паровых котлов – 300 литров воды на каждый пройденный километр, то есть более 250 000 литров, чтобы поезд смог пересечь Кару!

Логан был новатором. Построенная им ветряная мельница обуздала ветры на равнинах Кару и произвела первое в сельской зоне Южной Африки электричество. Энергия поставлялась на ферму, в деревню, а также для мельницы, где Логан молол пшеницу, которую при наличии полива смог выращивать в Твидсайде. С энергией Логана и его приверженностью новым технологиям, Matjiesfontein стал первой деревней в Южной Африке, где появились электрические уличные фонари, водопровод и канализация – бытовой комфорт перестал быть привилегией исключительно городских жителей.

«Karoo Steam & Flour Mills» в наши дни

Сады и ферма процветали. Логан заложил в местечке Matjiesfontein санаторий для легочных больных. Чтобы облегчить клиентам путь и для доставки свежих продуктов с фермы в магазины ближних и дальних городов, предприниматель построил собственную железнодорожную станцию на Твидсайде. Связав станцию, санаторий и ферму проводами, Логан сделался обладателем самой длинной частной телефонной линии в Южной Африке.

Так затерянное в суровом Кару маленькое поселение превратилась в удобный красивый курорт. Здесь часто гостил Сесил Родс, премьер-министр Капской колонии. А Оливии Шрайнер – автору знаменитого романа «История африканской фермы» – так полюбился Матьесфонтейн, что она много лет снимала коттедж рядом с почтой, который теперь известен под ее именем – коттедж Оливии Шрайнер.

Выручку от бизнеса Логан не тратил впустую, а вкладывал всё в новое и новое дело. Например, в современное буровое оборудование, благодаря которому в Южной Африке появилась первая артезианская скважина. Да, опять этот шотландец всех опередил. На базе скважин возник завод минеральных вод, где производился лимонад, имбирный эль и содовая вода для утомленных жаждой путешественников Karoo.

И кроме воды было чем торговать. Ферма Твидсайд стала таким влиятельным поставщиком продуктов, что однажды сэр Джеймс Сайврайт, министр железных дорог Капской колонии, заключил контракт на поставку провизии с Логаном без соблюдения надлежащих процедур закупок. Это спровоцировало политический скандал в колонии, велось расследование, летели головы, рушились карьеры. Премьер-министр Сесил Родс вынужден был переформировать Кабинет Министров. По итогам расследования он… выделил Логану 5000 фунтов компенсации за оборудование станции для поставок по тем самым скандальным контрактам.

Ко всем прочим удачам, Логан оказался непревзойденным маркетологом XIX века. В гостях у него побывали известнейшие персоны, такие как лорд Рэндольф Черчилль, отец Уинстона Черчилля; султан Занзибара Али Иль бин Хамуд; британские адмиралы Роусон и Николсон, астроном сэр Дэвид Гилл.

Деревня стала столь важным центром светской жизни, что в 1894 году там даже провели первый в истории Южной Африки крикетный матч. Эту игру с энтузиазмом развивали британцы, пытаясь сделать из нее некий символ британского владычества в колонии. С тех пор крикет сделался частью жизни деревни.

Во время Англо-бурской войны Матьесфонтейн стал штаб-квартирой британского Капского Гарнизона. Двенадцатитысячное войско расположилось вокруг деревни, которая приняла у себя несколько прославленных британских военных полков, включая семнадцатый Уланский, Гвардейский Колдстримский и Миддельсекский полки и множество известных британских военных деятелей.

Логан собрал даже свою собственную маленькую конную армию для службы в полевых условиях. Он самолично воевал в своем отряде, был дважды ранен. Но строительство не останавливалось и во время войны. Именно тогда был построен самый известный сейчас объект деревни, визитная карточка Матьесфонтейна – отель Lord Milner. Главная башня здания служила наблюдательным пунктом, а само здание в военное время использовалось как госпиталь.

С подобающей данью уважения к Логану Джон Икс Мерримен, последний премьер-министр Капской колонии, однажды сказал: Если бы у меня была сотня Логанов, я смог бы сделать гораздо больше.

Однако, был только один Логан и поэтому существует только один Matjiesfontein. Это место стало вечным памятником легендарному железнодорожнику и всей его жизни.

Семейная могила Дугласа и Эммы Логан на кладбище Матьесфонтейна

В середине ХХ века деревня полностью пришла в упадок и была заброшена. Но место оказалось удивительно везучим. В 1968 году в Матесфонтейне появился ещё один важный человек в жизни деревни – Дэвид Родон, который приобрел отель Lord Milner. Новый владелец сделал капитальный ремонт, и уже в 1970 г. старый колониальный отель смог вновь принимать гостей. А Родон не остановился на достигнутом и взялся за реставрацию всего поселения, дом за домом воссоздавая исторический облик деревни и фермы. Так Matjiesfontein получил вторую жизнь. Родон настолько преуспел в реставрации, что в 1979 году деревня была объявлена объектом национального наследия.


Как добраться до Матьесфонтейна? Конечно, можно просто приехать на машине по шоссе №1, но бесспорно, лучший способ – это поезд!
«Забавно, но для меня очень привлекательна эта смесь цивилизации и самой дикой неукротимой свободы – бесплодные горы, дикий Кару и пассажирский поезд» – написала Оливия Шрайнер 25 марта 1890 года. С тех пор в Матьесфонтейне ничего не изменилось: всё тот же путь, всё тот же Кару, всё тот же поезд. В золотой век железнодорожных путешествий в Matjiesfontein был важной остановкой на долгом пути из Кейптауна в Кимберли и Йоханнесбург. И сейчас на этой крохотной станции останавливаются составы, входящие в первую десятку лучших поездов мира.

Исторический Blue Train на исторической станции Matjesfontain

Современная туристическая карта Матьесфонтейна


Читать больше материалов о Южной Африке
Другие города Африки и мира

**********
Поделиться с друзьями:
Подписка на АФРИКУ

 

Ваш e-mail:

Подписка на новости