Корабли уходят на закат

Ландшафт намибийского побережья внушает чувство бренности и скоротечности жизни. Узкая полоска влажного прибрежного песка именовалась по-разному, но всегда название отражало некий благоговейный трепет: Земля разгневанного Бога , Врата Ада, Берег Скелетов – лишь несколько из имен, дошедших до нашего времени, из которых последнее навсегда закрепилось за этой мистической территорией. (Благодаря Джону Х. Маршу, популяризировавшему Берег Скелетов в своей одноименной книге, изданной в 1944 году.)

Песчаные дюны, каньоны и горные хребты в прошлом обрекли множество жизней на многолетнее забвение в суровом пустынном краю.


Океан цвета тусклого чугуна был совершенно спокоен, когда розово-палевый свет стал подниматься распахнутым веером из-за далекого черного берега. Капитан, стоя на мостике, следил за лейтенантом, который свесился над носовой оттяжкой штага, стараясь разглядеть возможную мель или не показанный на карте риф. Очень опасны были пресловутые внезапные изменения глубин, плотности воды, ее температуры, создававшие мгновенные рывки течений, стоячие волны и водовороты, погубившие у Берега Скелетов такое множество кораблей. (с) И. Ефремов

Останки нескольких тысяч погибших кораблей хранятся на Берегу Скелетов – некоторые всё ещё сохраняют форму, другие в виде обломков, а самые древние уже распались на мелкие фрагменты и погрузились полностью в пески Намиба. Многие из кораблекрушений достойны того, чтобы рассказать их истории.

Мистическая смерть Звезды Дунедина

В 1942 году сел на мель корабль Dunedin Star. История спасения его 26 пассажиров вошла во все учебники. Все они добрались до берега. На их спасение срочно был отправлен самолет. Он разбился при приземлении. Затем был направлен второй. Он был много удачливее. Нормально приземлился. Без всяких проблем. Правда, при взлете с 13 спасенными пассажирами рухнул в океан. Удивительно, но всем опять удалось доплыть до берега. А вы говорите, число нехорошее. Отличное число! Затем на помощь счастливчикам были отправлены сторожевик Ventura и буксир. Понятное дело, оба затонули. Затем была послана целая армада кораблей. Их капитаны оказались много умнее и сказали: — нехай по берегу пробздятся. Погода сегодня хорошая, идти недалече.  Через 26 дней все дошли.  (c) Александр Холопов, для «Сноб»

Небольшое уточнение к приведенной цитате: кроме пассажиров, там было ещё 85 человек команды, а пассажиров было не 26, а 21. Это грузовое судно, выполнявшее очередной карго-рейс, пассажиры на нем присутствовали по военному времени.

Всё остальное в ёмко изложенной истории — чистая правда. Примерно так всё и произошло. Сложная морская, воздушная и наземная операция претерпела множество неудач, но все находившиеся на борту люди – пассажиры, экипаж и артиллеристы бортовых зениток – были спасены. Бредущим по пустыне людям самолеты сбрасывали еду и воду, но после гибели самолета и буксира (и двух членов его экипажа) приземляться уже не рисковали. Последние спасенные добрались до Кейптауна через месяц, а последние спасатели вернулись только через два месяца – они пытались еще какое-то время разработать операцию по вызволению корабля с отмели, но приемлемых способов не нашли. Берег Скелетов свои жертвы не отпускает.

История Звезды Дунедина неоднократно описана в художественной литературе. Даже советский писатель Иван Ефремов упоминал ее в своем знаменитом произведении «Лезвие Бритвы».

Dunedin Star вскоре после катастрофы в 1942 году:

Современное фото останков корабля:

Dunedin Star был почти новым (постройка 1935 года, спущен на воду в сентябре 1936 года) и достаточно удачливым судном. Британский рефрижератор принимал участие в снабжении продовольствием и военными грузами осажденных районов. Например, он смело и успешно поучаствовал в грузовом конвое при освобождении Мальты (военная операция «Алебарда, 1941 год). В общем, отличный был корабль!

Добраться до его останков крайне сложно. Дороги нет, и не каждый пилот решается отправить туда свой самолет. Про́клятое место. 


Счастливая Zeila

Одно из самых живописных кораблекрушений Берега Скелетов произошло сравнительно недавно, в 2008 году.

Стране нужны паровозы, стране нужен металл! – подумали индусы и купили Зейлу, старый рыболовный траулер, отслуживший свой срок. В августе 2008 года индусы прицепили свою покупку на буксир и потащили из Уолфиша в Бомбей на переплавку. Вернее, попытались потащить. 

Но не собиралась Зейла столь глупо и бесславно погибнуть. Стоило лишь выйти из гавани Уолфиш-Бея, как посудина сорвалась с троса и помчалась по течению прочь. Мощное Бенгельское течение протащило её километров 70 вдоль берега и посадило на мель в 14 километрах южнее городка Хентис-Бей, точнёхонько на знаменитое рыболовное место Die Walle. Там она и сидит до сих пор, с 25 августа 2008 года. 

Индусы смогли снять некоторое оборудование, но корпус, конечно, не вытащили. Куда там! Уж если Берег Скелетов вцепился в какой-то корабль, то не отдаст. А уж если Зейла пожелала закончить свои дни не в плавильной печи, а в привольном родном океане, то так тому и быть. 

В крушении никто не пострадал. У Зейлы теперь другая команда – стая бакланов. Профиль корабля остался прежним – эти птицы тоже рыболовы!


Eduard Bohlen — корабль пустыни 

Судно было построено и спущено на воду в январе 1891 года. «Эдуард Болен» принадлежал компании Woermann-Linie и обслуживал маршрут «Гамбург — Западная Африка». 

Сейчас остов корабля Эдуард Болен лежит в песках Берега Скелетов примерно в пятистах метрах от линии прибоя. Как же он заплыл в пустыню? Никак, всё было наоборот — это пустыня захватила корабль в плен.

Итак, 5 сентября 1909 года транспортник «Эдуард Болен» с грузом оборудования для алмазных карьеров вышел из Свакопмунда в Столовую бухту.

Это был последний короткий перегон привычного рейса. Дорога много раз хоженая, и ничто не предвещало беды. Тем не менее, местные туманы представляют опасность даже для опытных и хорошо знакомых с местностью мореходов. И, едва пройдя полторы сотни миль, сухогруз попал в сильнейший туман. Стоило чуть сбиться с пути, как корабль сел на мель. Попытки вызволить судно оказались неудачными. Корабль-то был немаленький —водоизмещение 2272 тонны, длина 95 метров. 

Команда, конечно, боролась с обстоятельствами, но через какое-то время отчаялась и всем составом (30 человек) отправилась на берег. 

Уже за на несколько дней пустыня намела вокруг корабля столько песка, что во время отлива вокруг него можно было спокойно ходить пешком. С каждым днем шансы спасти корабль значительно уменьшались. Пустыне только дай во что вцепиться, и она даже у океана захватит пространство. Так постепенно пески отвоевали у воды полкилометра. 

Местонахождение кораблекрушения: 23° 59′ 43″ S, 14° 27′ 26″ E – доступ в эту зону ограничен. Практически это означает отсутствие свободного наземного доступа, следовательно, задача осмотра судна решается только «воздушным путём» (полеты без высадки на землю). Предлагающиеся автомобильные экспедиции на внедорожниках из Людерица требуют предварительного разрешения на каждого участника и проходят под контролем сотрудников охраны алмазодобывающей корпорации НамДеб.


Звон дублонов золотых

7 марта 1533 года торговый корабль Bom Jesus, нагруженной медными слитками, вышел из португальской столицы, города Лиссабон. Парусник направлялся в Индию, но больше его никто не видел до 2006 года.

Почти через пятьсот лет обломки какого-то корабля были обнаружены в ходе добычи алмазов на побережье в Запретной зоне недалеко от Ораньемунда. Пустыня бережно хранила среди обломков судовые записи и монеты, отчеканенные только между 1525 и 1538 годами. Именно эти находки помогли идентифицировать корабль как Bom Jesus. В деревянных останках корабля были обнаружены медные слитки, слоновая кость, пушки, мечи и другие предметы корабельного обихода.

Найденный в 2006 году корабль вновь обрел свое имя двумя годами позже, когда специалисты закончили работу по сличению найденных документов и старинных архивных записей. Идентификация судна является приблизительной, так как португальские архивы были уничтожены в 1755 году знаменитым лиссабонским землетрясением.

До сих пор это кораблекрушение является самым старым из обнаруженных в Африке южнее Сахары – на «дальних морских магистралях».


На карте морских катастроф отмечены только наиболее сохранившиеся и знаменитые останки из нескольких ТЫСЯЧ жертв, собранных Берегом за последние неполные 500 лет цивилизации.

Серия материалов о Намибии
Серия про Интересные места планеты
Больше материалов об истории Намибии, Африки и других мест

**********
Поделиться с друзьями:
Подписка на АФРИКУ

 

Ваш e-mail:

Подписка на новости